Межпоселенческая центральная библиотека Хлевенского муниципального района

История сёл Старое Дубовое и Елецкое Маланино Хлевенского района

Село Старое Дубовое и деревня Елецкая Маланьина — поселения, возникшие во 2-й четверти XVII века на левом берегу Дона в Засосенском стане Елецкого уезда. 15 декабря 1632 года произошёл первый земельный отвод елецким служилым людям, потомственным воинам — детям боярским, под дубовым лесом. Эта раздача поместий стала основой для образования нынешнего села Старое Дубовое, которое первоначально называлось Дубовое, а с появлением построенной вскоре церкви во имя Пророка Илии, стало зваться также Ильинским. Название «Дубовое» говорит о том, что рядом располагался дубовый лес. А прилагательное «Старое» добавилось в название села гораздо позже, когда в конце 1770-х годов прошла радикальная реформа губернского и уездного деления России. Был образован новый Задонский уезд, в котором оказалось сразу два села Дубовых. Второе, возникшее изначально в соседнем — Воронежском уезде (позже, чем елецкое Дубовое), назвали Новым Дубовым. Из елецкой отказной книги 1632 года известны десять человек, которые стали первыми землевладельцами села Дубовое. Этими людьми были: Ефрем Грибанов, Леонтий Выстовкин, Павел Тишков, Яков Лазарев (Брежнев), Иван Жеребятьев, Аверкий Рудаков, Сергей Сычёв, Иван Чёрный (Черных), Филипп Плотников, Иван Асламов (Осламов). 5 января 1635 года список помещиков пополнил Василий Фаддеев сын Сериков. А 10 марта 1638 года поместье получил 12-й сооснователь села — Григорий Логачёв. Переписная книга Елецкого уезда 1646 года перечисляет те же фамилии в Дубовом: Логачёв, Выстовкин, Тишков, Брежнев, Плотников, Сериков, Сычёв, Асламов, Чёрный (Черных), Грибанов, Жеребятьев, Рудаков. К ним добавился лишь воронежец сын боярский Григорий Андреев сын Журавлёв, который жил во дворе Брежнева. Таким образом, костяк населения Дубового сформировался в 1630-х годах. По всей вероятности, в 1640-41 году, вблизи от Дубового, также в пределах Засосенского стана Елецкого уезда, появился починок Платона Семенихина. К большому сожалению, документы о земельном отводе и основании этого починка пока не найдены. Но многочисленные упоминания о нём можно найти в отказных книгах на земли будущих маланинцев. Также в переписной книге 1646 года имеется информация: «Того ж Ильинского приходу (села Дубового — прим.) деревня Маланьина, а поставлена внове ж во 149 (1640/41) году.» Сразу оговоримся, что с последовавшим спустя почти полтора века добавлением слова «Елецкая» произошла аналогичная Дубовому история — при создании Задонского уезда оно стало необходимо дляотличия от второй Маланьиной, находившейся ранее в прежних границах Воронежского уезда. Сами будущие маланинцы начали получать поместья в период с 1642 по 1648 гг., а ориентиром места наделения их землями был неизменно починок Платона Семенихина. Таким образом, можно предполагать, что деревня Маланьина выросла из починка Семенихина, возникшего в 1640-41 гг. Начиная с 10 февраля 1642 года была отмерена земля первым трём маланьинским детям боярским — Родиону Кочетову, Свириду Кизилову, Агею Бунееву. Мерная книга сохранилась только на этих трёх человек. И лишь спустя 2 года, 30 мая 1644 года Кочетов, Кизилов и Бунеев стали полноправными хозяевами своих поместий, поместья были им «отказаны», т.е. закреплены во владении. В том же мае 1644-го, в том же починке Семенихина получали свои земельные наделы вместе ещё 7 человек: по одной отказной книге — Анофрий Маслов, Яков Бирляев, Прохор (Прокофий) Щеглов, Селиван Смородинов, Михайла Санин, с ними также был не упомянутый в источнике Исай Кофонов, а по другой — Дмитрий Губин. 6 августа 1645 года к ним присоединился Корней Никитин сын Марьенок (Маренков), которому также был произведён «земельный отказ» в починке Платона Семенихина. А 12 августа 1645 года отводится земля Потапу Андрееву сыну Суворову, и опять — всё тот же починок.14 декабря 1645 года оформил на себя отцовское поместье Левон Исаев сын Кофонов. Переписной книгой на 25.02.1646 года в Маланьиной зафиксированы 11 землевладельцев: Руднев, Маслов, Бирлев (Бирляев), Губин, Кочетов, Марьенков, Бунеев, Кизилов, Санин, Щеглов, Смородинов. В перечне помещиков нет двух самых недавних — Суворова и Кофонова. Вероятно, сбор сведений для переписи проходил в конце 1645 г., и последние отказы не успели пополнить список. Самым первым по перечню указан Степан Руднев, у него, единственного из помещиков Маланьиной, был крестьянский двор. К сожалению, отказная книга на поместье Руднева не найдена. Все остальные персонажи совпадают точно, и это даёт твёрдое основание полагать, что починок Платона Семенихина и деревня Маланьина — один и тот же населённый пункт. 11 февраля 1647 года датировано дело о споре двух помещиков, один из них — уже знакомый нам Дмитрий Губин, а другой — новый для Маланьиной персонаж, Семён Перцов. Это поместье являлось спорным, и было разделено между Губиным и Перцовым. И, наконец, «замкнул» список первых маланьинцев Григорий Андреев сын Журавлёв, который стал 14-м помещиком. Как выше упоминалось, на 1646 год воронежец сын боярский Журавлёв проживал в одном дворе с Яковом Брежневым в Старом Дубовом. В 1648-49 гг. Журавлёв «верстался» (поступил на службу) по Ельцу, и в том же году получил поместье в 25 четей в починке Платона Семенихина, как и все его предшественники, таким образом, переселившись из Дубового в Маланьину. Отказная книга на Григория Журавлёва не сохранилась, но 7 августа 1672 года «били челом» на поместье своего отца Игнат и Фаддей Григорьевы дети Журавлёвы, ссылаясь на всё тот же починок. Остаётся открытым вопрос о том, когда починок Платона Семенихина стал называться деревней Маланьиной. Архивные документы показывают, что по мере разрастания из починка, как правило, основываемого единственным землевладельцем, и превращения его в деревню из нескольких и более дворов, населённый пункт нередко менял название. Сам же топоним «Маланьина», как у многих сёл и деревень, произошёл от гидронима, т.е. от названия водного объекта. Если посмотреть на план генерального межевания 1780-х годов, то можно увидеть водоём с таким же названием — Маланьина. Протекала эта речка между так называемым «семеньком» и другой частью деревни. Именно в этом месте и располагались первые дома маланинцев — вблизи речки, а если точнее, то возле пруда, который также обозначен на плане. Пруд и речка составляли единое целое. Рядом же с прудом проходила просёлочная дорога на село Хлевное. По названию речки получила своё название и деревня. До нынешнего времени водоём не сохранился, остались лишь глубокие овраги, но многие старожилы советского времени помнят, как начинала «греметь» вода в сильное половодье весеннего сезона, гул был слышен по всей деревне. Стоит обратить внимание и на давнее народное деревенское название «семенёк». Семенихин и «семенёк» очень созвучны, не правда ли? Возможно, это и есть ещё одно доказательство существования починка Платона Семенихина, раз в народной памяти остался «след» от того человека, который был зачинателем будущей деревни. Также стоит сказать и о водоёме, который находился возле Старого Дубового. Там протекал ручей, имевший название «Попов овраг», а приток этого ручья — «Водоток Ольховатого отвержка». Возле этого притока располагались дома дубовчан, а также сельская церковь и церковная земля. До нынешнего времени ручей тоже не сохранился, но до сих пор это место называют «ручей», и там постоянно влажно. 1659 год принёс трагические события на Елецкую землю. В августе сёла и деревни уезда подверглись стремительному налёту крупных отрядов крымских и ногайских татар, а также украинских казаков, изменивших России. Их основной целью был захват людей в плен для последующей продажи в рабство. Оказывавших сопротивление убивали, в ходе набега сжигали дома и дворы, угоняли скот, вытаптывали посевы. Особенно пострадал тогда Засосенский стан, в том числе тяжело пришлось и Дубовому. Из 162 жителей в плен был взят 51 человек (18 из 118 детей боярских и 33 из 44 крестьян). Захватчики выжгли все 26 дворов села (18 — детей боярских и 8 — крестьянских), уцелело всего одно гумно. Они угнали с собой 81 лошадь, 69 коров, 269 овец, вытоптали 97,5 десятин посевов, выдрали с пасек 242 улья с пчёлами. По сравнению со Старым Дубовым, деревне Маланьиной очень повезло тогда, набег затронул её гораздо слабее — налётчики торопились как можно быстрее захватить «полон» и уйти с ним, пока не подошло русское войско. Все 12 дворов — дома и хозяйственные постройки Маланьиной уцелели, сгорело только гумно. А из 91 жителя (все — дети боярские, крестьян в деревне не было) в плен попали только 5, возможно, будучи в другом населённом пункте или в дороге. Всё же хозяйства претерпели немалый ущерб, захватчиками были отогнаны: 51 лошадь, 61 корова, 196 овец, вытоптаны 38 десятин хлеба на корню. К 1678 году состав жителей немного видоизменился. На этот год перепись отметила следующих помещиков в Дубовом: Черных, Плотниковы, Выстовкины, Брежневы, Рудаковы, Тишковы, Асламовы, Грибановы, Сычёвы, Жеребятьевы. А в деревне Маланьиной были переписаны Маренковы, Журавлёвы, Бирлевы, Кофоновы, Суворовы, Масловы, Щегловы, Губины, Бунеевы, Смородиновы, Кочетовы, Сычёвы. Из писцовой книги за 1691- 93 годы известно, что население приросло, в том числе и за счёт новоприбывших людей, соответственно, в перечне жителей появились новые фамилии. Ряды основного населения деревни Елецкая Маланьина пополнились представителями служилого рода Косиновых (Косиковых). Судя по данным писцовой книги, они могли поселиться в своём маланьинском поместье в 1680-х гг. В Елецкой Маланьиной на 1691-93 гг. имели земельные дачи потомки того самого Платона Семенихина, а также Фаустовы, но проживали они в селе Гнилуша. Тогдав Старом Дубовом появился ещё крупный помещик, проживавший в другом селе — Семён Евсеев сын Бехтеев, у него помимо дубовской дачи были поместья и вотчины в таких населённых пунктах как Калабино, Алисово и др. Но костяк местного населения оставался прежним, и это уже были потомки тех самых первых помещиков. В Старом Дубовом: Жеребятьевы, Грибановы (которые владели ещё поместьем за рекою Доном, располагавшимся напротив Дубового), Выстовкины, Асламовы (владели поместьем и в д. Колыбелка), Сычёвы (поместье было также в д. Колыбелка), Черных, Сериковы, Логачёвы, Тишковы, Рудаковы, Плотниковы (поместье в д. Колыбелка), Санины, Брежневы. В Елецкой Маланьиной: Щегловы, Губины, Маренковы, Бунеевы, Сычёвы (владели поместьем в д. Колыбелка), Кочетовы, Масловы, Маренковы (поместье в с. Гнилуша), Рудневы, Бирлевы, Журавлёвы, Смородиновы, Асламовы, Кофоновы (владели поместьем в д. Колыбелка), Перцовы. Всего же, по данным из писцовой книги, в Старом Дубовом насчитывалось 30 дворов жилых и 4 двора пустых. А в деревне Маланьина — 31 двор жилой и 9 дворов пустых. На период переписи 1716 года несколько дворов в обоих селениях оказались пустыми (данные касаются только некоторых глав семей). Причины могли быть разными — умерли, перешли на другое место жительства или другие обстоятельства. Впоследствии результаты переписи подверглись ревизии как раз из-за большого количества ложно записанных пустыми дворов и умершими людей. В Старом Дубовом опустевшими дворами числились: Брежневых (2 двора), Косиновых, Сычёвых, Асламовых, Грибановых (2 двора), Рудаковых. В деревне Маланьина: Маренковых (2 двора), Масловых (2 двора), Суворовых, Губиных, Журавлёвых, Рудневых. К концу правления Петра I произошли важные сословные реформы, по которым наиболее богатые и занимающие командные должности (офицеры, чиновники) служилые люди составили сословие дворян, а остальные (в Центральном Черноземье — подавляющее большинство) стали числиться в сословии однодворцев, заняв промежуточное положение между дворянами и крестьянами. Они остались лично свободными, сохранили земельные наделы, но перестали служить обязательную военную службу, стали платить налоги, нести другие повинности и отдавать сыновей в поселённое ополчение (лантмилицию) по жребию. Так и жители села Старого Дубового и деревни Елецкая Маланьина, вместо детей боярских, стали зваться однодворцами. Забегая вперёд, нужно отметить, что к середине 19 века в документах их и вовсе начали писать государственными крестьянами, отражая фактический к тому времени образ жизни — земледельцев-единоличников. Знаменательные события 1812 года повлияли на мирный уклад жизни дубовчан и маланьинцев. 4 августа 1812 года по указу Александра I, данному правительствующему Сенату, следовало поставить с каждых 100 душ населе ния по 2 рекрута. Численность населения села Старое Дубовое в то время составило 192 души, что позволило пополнить российскую армию 4-мя рекрутами. Чуть меньше жителей проживало в Елецкой Маланьиной — 178 человек, но из этого количества армия также смогла получить 4 рекрута. Все эти сведения отмечены в источнике под названием «Воронежское дворянство в Отечественную войну». Из многочисленного разнообразия документов для изучения родословной семьи для нас остались доступными лишь небольшая часть метрических книг, а также 3 ревизские сказки из 10-ти проведённых ревизий: за 1722 (1-я ревизия), 1744-45 (2-я ревизия), 1850 (9-я ревизия) годы и посемейный список 1782 г., в котором указан только мужской пол. К примеру, по данным за 1722 год из деревни Маланьина на постоянное место жительства в Тамбовскую губернию, в село Колмаковку, перешла одна ветвь представителей Маренковых. А из ревизской сказки за 1744-45 годы становится известно о новом жителе села Дубовое. Им стал Фёдор Никифоров сын Левыкин, который перешёл на новое место жительства в 1725 году из села Афанасьевское Воргольского стана, став родоначальником дубовских Левыкиных. После 5-й ревизии (1795 г.) произошла миграция населения. В 1796 году жители Старого Дубового перешли на новое место жительства, в село Синие Липяги Нижнедевицкого уезда, в количестве 56-ти душ мужского пола со своими семьями. Среди этих переселенцев были: Плотниковы, Черных, Грибановы, Сериковы. Существует также документ за 1834 год, из которого можно выяснить больше о жителях Старого Дубового. Речь о братьях Мормонтовых (Мормантовых, Мормоновых), Василий и Антон были «отсуждены» (вероятно из крепостной зависимости) на волю, и причислены к основным жителям села 6 марта 1834 года. Братья стали родоначальниками рода Мормонтовых. Кстати сказать, по данным 1795 года в деревне Маланьина располагалась дача помещицы-дворянки, капитанши Екатерины Яблоновской, и у неё во владении было 14 крепостных душ. Не исключено, что братья Мормонтовы были как раз её крепостными людьми. Но документальных подтверждений этому событию не найдено, а значит такая версия остаётся всего лишь предположением. К 1850-му году в Старом Дубовом проживало людей мужского пола — 292 человека, женского пола — 340. В деревне Елецкая Маланьина людей мужского пола — 250 человек, женского пола — 275. Сельским старшиной являлся Иван Бунеев. Возникнув в Елецком уезде, с 1779 года в результате административно-территориальной реформы, село Старое Дубовое и деревня Маланьина вошли в состав Задонского уезда Воронежского наместничества (с 1796 года Воронежской губернии), просуществовавшего до 1928 года. В 1797 году для однодворческих и казённых селений было введено волостное управление и территориальное деление. Первым волостным центром округи стало Старо-Дубовое, в состав которого вошли окрестные сёла: Хлевное, Елецкая Лазовка, Воробьёвка, Введенка, Сцепное, Ксизово, деревня Елецкая Маланьина (ГАВО. ф.И18, оп.1, д.174). Затем волостное правление переместилось в Елецкую Лазовку, а в конце 19 начале 20 вв. находилось в Хлевном. В соответствии с названиями центров, менялись и названия волостей.

По мере роста городов и повышения значения построенных в конце 16 века Воронежа и Ельца, рядом с Дубовым и Маланьиной пролегла так называемая «большая Воронежская дорога», связывавшая Юг России с Москвой. Она проходила через село Хлевное и Тешевскую слободу (будущий Задонск), была описана в межевой книге Елецкого уезда за 1692 год, отмечалась на картах и планах 18-19 вв. Пролегала эта транспортная «артерия» между рекой Дон и западными окраинами Старого Дубового и Елецкой Маланьиной, которые в 17-18 веках занимали меньшую площадь. Сами же жители ездили в близлежащие сёла по просёлочным дорогам. А дальше, следуя в сторону Задонска, Воронежская дорога отдалялась от Дона и снова сближалась с ним уже в районе Введенского (Большой Дол). В середине 19 века старинный тракт обрел свой современный маршрут, который нам известен как трасса М-4 «Дон».

Ну и конечно же, подробнее о храмах Старого Дубового и Елец-Маланино. В обоих поселениях храмы были названы во имя Святого Пророка Илии. Но если в Дубовом церковь была возведена уже в первые годы существования села, то Маланьина долгое время оставалась деревней в приходе Дубового. Как ранее указывалось, Дубовое основано в 1632 году, а из переписной книги 1646 года мы знаем о наличии к тому времени храма в селе. В тот период на южной окраине России, которой было Черноземье, церкви строили деревянными. Строительство обходилось недорого и было недолгим, но такие строения не отличались долговечностью. Вторую деревянную церковь, взамен обветшавшей первой, жители Дубового возвели в промежутке между 1701 и 1705 годами. Эти сведения известны из печатного источника «Постепенное распространение однодворческого населения в Воронежской губернии»: «Старое Дубовое, существующая в селе церковь во имя пророка Илии построена между 1701- 1705 годами». О третьей по счёту церкви нам говорит другой печатный источник — «Хронологический указатель церквей в Воронежской епархии»: «Церковь в Старо-Дубовом, Задонского уезда, деревянная, с такою же колокольнею, построена в 1856 году, на месте прежде бывшей, при которой в 1732 году был священник Иоанн. В 1876 году сделана самостоятельною. Земли пахотной 29 десятин. Прихожан —1004 двора. Деревня Елецкая Маланьина. По приговору прихожан платится причту по 500 рублей в год». Данные о четвёртой церкви найдены в интернете. Заметку написал Юрий Васильевич Тишков, учитель истории Стародубовской школы: «В 1880 г. вновь была построена деревянная Ильинская церковь. Строили её всем миром местные мастера-умельцы. Редкой красоты, оригинальной архитектуры церковь стала украшением села, его гордостью и символом почти на сотню лет. В Воронежской епархии таких деревянных церквей-красавиц было всего шесть. Церковь взметнулась ввысь, служа ориентиром, так как шпиль и купол с крестами далеко были видны со всех сторон. О церкви знали во всей округе. Церковный колокол торжественно звучал на праздники. Звучал набат в случае пожара, провожал христиан своим звоном в последний путь… Срубленная из брёвен и обшитая сверху досками, церковь имела высокий фундамент из трех рядов тёсаного камня. Высокие окна были защищены узорчатыми, кованными из металла, решётками. Внутри убранство иконами дополнялось резным деревом. Сверху здание церкви чётко вырисовывало форму креста. Церковь была обнесена каменной оградой. Здесь были захоронены первые священнослужители церкви. Вокруг церкви росли огромные тополя. В середине 1980-х годов Ильинский храм был разрушен по распоряжению местных властей. «Ещё за полвека до сноса, в 1934 году «по желанию верующих» храм был закрыт и отдан колхозу имени Сталинской Конституции. Колхоз переоборудовал здание под склад и зернохранилище. (ГАВО, ф.Р967, оп.1, д.14). И наконец, последняя, уже пятая по счёту церковь села, была возведена в 2000-х годах.

Первая церковь в Елецкой Маланьиной была построена только в 1904 году. С этого исторического момента деревня поменяла свой статус, став селом. Из церковной ведомости за 1911 год можно узнать следующее: «Построена в 1904 году тщанием прихожан, деревянная, с таковою же колокольней, покрыта железом крыша. Крепкая, холодная. Престолы: один — святого пророка Илии. Утварь — недостаточно. По штату священник и псаломщик.» (ГАВО, ф.И-84, оп.1, д.1953). Во времена советской власти не избежала участи закрытия, как и многие храмы окрестных сёл. Сделано это было также, «по желанию верующих». В 1934 году церковь отдали колхозу «Память Ленина», а спустя некоторое время помещение храма уже принадлежало Райфо (районный финансовый отдел) по госфонду. (ГАВО. ф.Р967, оп.1, д.14). В дальнейшем помещение церкви было задействовано под склад и зернохранилище, а в конце 1970- х годов здание и вовсе было демонтировано, так как пришло в негодность. В 2000-х годах Ильинский храм был вновь возведён.

Школьное образование также было значимым аспектом жизни сёл Старое Дубовое и Елецкое Маланьино. По данным из клировой ведомости за 1911 год (ГАВО, ф.И84, оп.1, д.1953), церковно-приходская школа в Старом Дубовом начала свою работу с 1885 года в общественном деревянном здании. В период 1886-87 годов в Стародубовской школе обучался 31 мальчик. С 20 октября 1890 года от Воронежского Епархиального училищного совета учителем в церковно-приходскую школу был определён дьякон Василий Васильевич Некрасов, учительницей с 23 октября 1890 года — Прасковья Исаева, окончившая курс в Задонской прогимназии. Сама же школа была построена тщанием прихожан в 1905 году. Заведующим школой стал местный священник, законоучителем с 11 декабря 1906 года — Иоанн Щербаков. Учительница с 10 ноября 1904 года — задонская мещанка Евдокия Стефановна Столбнова (окончила курс в Задонской прогимназии). Попечитель школы с 1906 года — задонский купец Тихон Иванович Сотников. К 1905 году количество учащихся изменилось, мальчиков стало значительно меньше — 20 человек, но в то же время обучаться стали и девочки, их было трое. Церковно-приходская школа в Маланьино была открыта в 1901 году в общественном доме и в дальнейшем находилась на содержании церкви. Заведующим этой школой стал законоучитель и священник Александр Некрасов, учителем — дьякон Василий Некрасов. Попечитель школы с 1901 года — задонский купец Сергей Петрович Чеков. За 1905 год в школе получили знания 34 мальчика и 16 девочек. Вот такой интересной получилась история двух сёл Липецкого края — Старого Дубового и Елец-Маланино. А в 2032 году Старое Дубовое будет отмечать юбилейную дату — 400-летие образования села.

Библиография:

  1. Фомина Е. Крепкими узами связаны мы с этой доброй землёй.// Донские вести. – 2023. – 14 сент. (№36). – с. 12-13:фот.